29 авг. 2011 г.

Самодельная рыбацкая гребная лодка «Нельмушка».

Название для своей лодки я выбрал не случайно.
Нельмушка — это уникальная рыбка, которая водится только в Кубенском озере и нигде более. Название этой рыбы многие слышали, но зачастую даже рыбаки (за исключением, конечно же, местных жителей) имеют о ней смутное представление.
Чаще всего говорят, что это местное название сига, или же уменьшительное название от нельмы.
На самом деле нельмушка - небольшой сижок - рыбка породы сиговых, близкий родственник ряпушки. Её латинское название Coregonus
lavaretus lavaretus.
   Нельмушка — удивительно красивая, серебристая очень быстрая и подвижная рыбка с темной спинкой. Такой мне и хотелось сделать свою лодочку — маленькой, легкой на ходу, маневренной.


  В прошлом году я смастерил новую лодку, с которой участвовал в областном конкурсе мастеров-лодочников. Подробно об этой лодке и о том, как её строил, можно почитать в моих «Заметках о рыбалке», здесь лишь замечу, что эта лодка рассчитана под небольшой мотор и под парус. А в этом году решил построить новую, чисто весельную, гребную лодку, предназначенную для рыбалки. Рыбачить люблю в одиночку, поэтому и лодка рассчитана на одного человека, хотя, при необходимости, она легко выдержит и двух человек. Но на ходу она лучше всего идет с одним гребцом.

  Лодка предназначена специально для дальних поездок на рыбалку по рекам и по озеру. Низкая осадка благодаря почти плоскому днищу позволяет пробираться по мелководью, что особенно важно в осенний период, когда речки сильно мелеют. А благодаря увеличенной высоте бортов лодке не страшна и приличная волна.

   Моя лодка немножко отличается от традиционных устьянских карбасков по своим обводам и по способу изготовления. Обычно мастера-лодочники делают днище своих лодок овальным, что гораздо проще в изготовлении. Если есть шаблоны шпангоутов, а у большинства мастеров они имеются, то сколотить такую лодку можно очень быстро. Листы листового железа легко загибаются по овальным шпангоутам и прибиваются к ним гвоздями. У знакомых мастеров можно было взять готовые шаблоны и быстренько сделать подобную лодку. Но такие лодки хотя и легки на ходу, очень уж неустойчивы на воде. Стоит только перенести вес тела на один борт, и лодка может перевернуться или зачерпнуть воды через борт. Сидеть с удочками на такой лодке можно, а вот со спиннингом рыбачить уже не очень удобно, так как приходится и вставать для заброса приманки, да и при вываживании рыбы нередко нужно наклоняться к воде.

   Такая лодка меня не устраивала, поэтому я решил сам и спроектировать и сделать лодку не с овальным, а с более плоским днищем. Однако, совсем плоское дно сильно снизило бы скорость и маневренность лодки на плаву, поэтому я выбрал V-образную форму днища. Только эта «V» очень широкая в верхней части, а угол в основании тупой (156 градусов). Моя вторая лодка была сделана именно с таким же днищем, но она с транцем для мотора, что сильно снижает её ходовые свойства, как гребного судна. Хотя по устойчивости она меня целиком и полностью устраивает, да и моторчик специально для неё я приобрел к новому рыболовному сезону. Но гребная лодка тоже нужна, так как не всегда на моторе можно проехать осенью, когда реки сильно мелеют, а как раз в это время лучше всего рыбалка со спиннингом, которым я увлекся в последнее время.
    Таким образом, новая лодка задумывалась, как нечто среднее между моими первой и второй лодками. От первой лодки были взяты размеры — длина, высота и ширина, а от второй — профиль днища.
 
В результате получилась вот такая лодочка. Подробнее о том, как её строил, читайте далее:




Комментариев нет: